Хакеры, кибергруппировки, массовые и
целенаправленные атаки – настолько расхожая страшилка для безопасников большинства
организаций, что так и хочется сказать «мы все умрем». Нет, я не утверждаю, что
опасение в первую очередь стать жертвой реализации внешних угроз безосновательное,
даже наоборот, статистика последних лет и постоянно появляющиеся все новые и
новые случаи атак хакеров серьезно пошатнули позиции скептиков, считающих что «это
же меня никогда не коснется». Однако, в пылу борьбы с вероятным или реальным
противником нередко мы забываем про надежность тылов. Не даром во все времена
одним из главных методов при противостоянии являлся шпионаж с одной стороны и контрразведка
– с другой.
При определении границ внешнего периметра,
особенно касаемо крупных предприятий, и разделении на «наших» и «не наших» у
первых всегда по-умолчанию есть некий кредит доверия, причем, как правило,
весьма немаленький. Крутые коробки и дорогие ИБ-игрушки направлены, в первую
очередь, на оборону указанного периметра и заточены именно под эти задачи, даже
если включают в себя некоторые функции, позволяющие «посмотреть внутрь». Вместе
с тем, что происходит во внутренней сети компании, как ведут себя пользователи,
сетевые устройства, локальные и облачные сервисы, ИТ-подразделение (не говоря
уж про ИБ) может ответить далеко не всегда. Что уж там, порой предоставленная
схема сети или описание функционирования сервиса в корне отличается от
реального положения дел, а ответственные сотрудники только разводят руками и
удивляются, как же они так «не досмотрели» (иногда даже вполне искренне).
К сожалению, очень часто подобного рода аудиты
и разбирательства проводятся, когда «петух уже клюнул» и случился инцидент,
виной которому стали именно проблемы внутри. В итоге, речь идет больше не о явной
халатности по отношению к сотрудникам ИТ и ИБ, а об их слишком сильном
увлечении борьбой с внешними угрозами в ущерб остальным. Крайне важно уделять
достаточно времени пониманию и формализации внутренних процессов в компании,
как бы это не выглядело скучно и бесполезно со стороны. Отдельно стоит отметить
элементы психологии. Как я уже отмечал, мы доверяем «своим» и это вполне
естественно. Поэтому, решая, казалось бы, одну общую задачу, часто офицеры ИБ
противостоят всем остальным сотрудникам организации (включая ИТ) и воспринимаются,
как недружественные элементы. В этой связи им необходимо планомерно и с умом
выстраивать свою стратегию поведения, учитывающую, в том числе, методы
повышения лояльности. Я всегда был против методов тотального запрещения,
убежден, что практически любая потребность, не связанная со злым умыслом, может
быть удовлетворена без обхода службы ИБ, но вместе с ней. К этому и надо
стремиться, несмотря на то, что для обычных пользователей и подразделения ИТ такой
тезис порой звучит, мягко говоря, комично.
Кстати, на эту тему с приведением реальных
кейсов и примеров хороших практик из жизни буду выступать на одной из грядущих
конференций, следите за анонсами.
Оставайтесь
на светлой стороне.
No comments:
Post a Comment